Хочешь мира? Готовься к войне.
Читаю воспоминания женщин - ветеранов Великой Отечественной войны, книга Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо".
Слов не хватает, а те, что есть, кажется, совсем не выражают глубины той трагедии, ком в горле, но не могу не.
Готовлю себя весь день внутренне просто чтобы прочесть на ночь несколько страниц, креплюсь и держусь читаю перед сном в абсолютной темноте яркий планшет, а потом долго лежу с сухими больными глазами. Сегодня утром дочитывала, у Матвея поутру было хорошее настроение, он тихо играл, маленький смешной мужичок, и только уши у него светятся от ёлочных гирлянд... - плакала навзрыд, до икоты. Как больно, как страшно, как несправедливо. И один лишь вопрос бьется по венам, а мы бы, нынешние, смогли.
За одно "зацепилась" - как и у Гинзбург, здесь внимательно читаю имена и фамилии, проговариваю их про себя. ... В пылу юношеского увлечения фэнтези, помню, прочитала в каком-то романе про, кажется, древнескандинавские верования, у них было множество богов, они часто менялись, приходили на смену друг другу. Забытые боги страдали и мучались забвением себя. Уже стерла девичья память, что уж там за магия случалась, но стоило только одному-единственному человеку помнить... Я на секунду собственной жизни высвечиваю героические простые имена тех женщин и совсем еще девчонок, очень хочу верить и жду совсем не знаю чего. Царствия небесного? Эры милосердия? А как же не убий. Путаюсь в себе, наступаю на длинные хвосты собственных размышлений, разбиваю "нос" и "губы" в стремлении понять главный закон мироздания.
Невозможная книга. Огромное спасибо автору.

читать дальше

@темы: изба-читальня, ego nominor - "Я" именуемый

Комментарии
17.12.2013 в 23:51

То, что выжил - это радует, огорчает то, что из ума...
Я это читала, когда в университет поступать готовилась, лет 17 было... до сих пор все переворачивается внутри. и именно после этой книги я стала жутко боятся войны, вплоть до кошмаров.
17.12.2013 в 23:52

Как ты это читаешь?((((((
Я прочитала твои цитаты, и аж плохо... Я не плачу, но так плохо-плохо(((
18.12.2013 в 00:13

2-12-85-06
Лежат в отдельной папке пять её книг — и воспоминания детей о войне в том числе — никак не могу подступиться...
18.12.2013 в 08:21

Хочешь мира? Готовься к войне.
Tig-renok, совсем не представляю себя читающей эту книгу в 17, хотя столкнешься иной раз с людьми, чаще с молодежью, вот им бы очень надо. Я себя очень долго ограждала от подобных вещей в плане читательства, теперь у меня к-т "запой", "жажда" догнать. Потому что лайф из нот а бед оф роуз

I-rise, а как это можно не читать?!

Киже, воспоминания я тоже почитаю, обязательно, но не теперь.
На самом деле книга получилась замечательная, если уместно это слово. Есть к-т осязаемое ощущение включенности в беседу, будто ты там рядом, а авторские комментарии и ремарки делают книгой не просто документальным сборником свидетельств людей тех времен. И, что очень ценно было для меня, все было написано искренне, ради жизни, а не чтобы запугивать страшилками
18.12.2013 в 11:13

"Если надо объяснять - то не надо объяснять"
Книга необыкновенная. Мне кажется, ее прочитать надо обязательно. Помню, когда читала, то, с одной стороны оторваться не могла, а с другой - трудно. хочется не знать этого. Но надо.

Моя бабушка была сначала фельдшером, потом уже настоящим военврачом - пришлось на ходу учиться у хирургов. Забрали ее восемнадцатилетней, а вернулась она уже в 46, после Японии. Её "живые" рассказы были похожи на то, что я читала. Жаль, что тогда я была не слишком любопытна - она умерла уже сильнобольной, когда мне быо всего 21. Сейчас я ее бы порасспрашивала...

Но помню и как рассказывала как они с девчонками вшей друг у друга вычесывали одной расческой, и как, пардон, мочой своей подмывались когда месячные, а воды нет, и как хотелось помыться и гимнастерку постирать, и как тащила четыре часа раненого под бомбёжкой - чуть ноги не отморозила.
И как с подругой "языка" привели в штаб, уперев ему в спину корягу - он думал, что оружие. И когда ему показали потом ЧЕМ его взяли на пушку - он аж позеленел. Много чего. Я считаю они настоящие героини. А было то им...самый детский и юный возраст -- от 18 до 25. Караул.
18.12.2013 в 14:29

Хочешь мира? Готовься к войне.
Пчела, Книга необыкновенная. Мне кажется, ее прочитать надо обязательно. Помню, когда читала, то, с одной стороны оторваться не могла, а с другой - трудно. хочется не знать этого. Но надо.
Очень точно выразила мои впечатления. Не оторваться, действительно, а читать невозможно.
Мои бабушки-дедушки на войне не были в силу малолетства, они как раз из второй части книги Алексиевич про детей войны, но их истории не менее трагичны и невероятны. У бабушки в войну брат и сестра в войну от голода умерли, буквально на руках. Она рассказывала мне, плакала, а тогда, в детстве, говорит, заиграюсь, а они и ... кончились. Четырехлетний дедушка к началу войны остался круглым сиротой, и в этом возрасте пешком ходил между деревнями, просил подаяние, чтобы выжить, ночевал в стогах, один... в голове не укладывается.
А вот прадеды воевали: один в первое лето войны пропал без вести, так до сих о нем ничего не известно, второй всю войну прошел, вернулся стал председателем колхоза и через несколько лет повесился в сарае.
Как раз рассказы про послевоенное время наиболее меня потрясли - что такое война даже не представить, а вот такие трагедии каждой из вчерашних девчушек, прошедших войну, ... нес лов, чтобы описать даже собственные чувства, а что пришлось пережить им!
19.12.2013 в 23:07

Афина Пила?да!, читала еще школьницей. да я вообще по-моему только в школе и читала все. очень это все душу тревожит. как они смогли? выдержали? и как потом было больно. моя бабушка в войну на молокозаводе работала, 16 лет ей было значит тогда. немцы были, гнали их в плен. по дороге отбили их наши. так вот, эти истории они не рассказывали. вообще! только однажды ее сестра проболталась.. деда как-то спасла его бабушка. она немка, отчитала какого-то фрица, что в дом к ним зашел по-немецки. видимо авторитет сработал и их оставили в покое. но тоже один раз рассказал. не весело такое вспоминается. да, детьми они были еще. дед скот пас, 14 лет ему было.
а вот еще вспомнила. моя бабушка опять же, всю жизнь плохо относилась к женщинам в партии. вот они, грит, все "шалюки" там были. ну это ее сленг, на легкое поведение намекала. немного не в тему, но видимо женщины с фронта были хуже.
захотелось еще раз прочесть книгу. года полтора назад слушала радиоспекталь "Неопалимая купина". Там о жизни после войны.. Борис Васильев.